23.22 Cezet | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предприятие по производству стрелкового оружия в г. Страконице было построено в 1919 г. и первоначально называлось Jihočeská zbrojovka (Южно-Чешский оружейный завод). В 1922 г. путём слияния с другими аналогичными предприятиями возникло акционерное общество Česká zbrojovka v Praze továrny ve Strakonicích (Чешский оружейный завод в Праге предприятия в Страконице). Торговой маркой компании стала аббревиатура CZ (ЧеЗет). В середине 20-х годов компания начала осваивать и гражданскую продукцию, в частности велосипеды. Затем был первый мотоцикл Чезет, в следующем году выпущен первый ряд. Мотоцикл имел двигатель на переднем колесе, конструкция была не очень удачной. Всего было выпущено чуть больше двадцати экземпляров. Было принято решение не продавать их, а предложить сотрудникам фирмы. Но даже среди них спрос на мотоцикл был небольшой. До настоящего времени похоже не дошел ни один мотоцикл этой марки. В 1929 г. был выпущен первый мотовелосипед с двигателем объемом 76 см3, за характерную форму цилиндра прозванный Kaktus. Технические характеристики мотоцикла CZ 76 Kaktus.
Мотоцикл CZ 76 стал довольно успешным и в 1933 году на заводе был разработан новый мотоцикл CZ 98. Мотоцикл Чезет был оборудован новым двигателем и был в двух модификациях: классической и моделью для женщин (Lady) с пониженной рамой. Мотоцикл выпускался до 1936 г., было выпущено около четырех тысяч мотоциклов Чезет. CZ 98 (Bezrychlostni) (1933 — 1936) и CZ 98 Lady (1934)
Технические характеристики мотоцикла CZ 98 (Bezrychlostni).
CZ 175 (Standard, Armadni, Special)(1934-1946) самая популярная модель мотоциклов Чезет в довоенное время. Его прототип появился в 1934 году, серийное производство началось годом позже. Мотоцикл оснащен двойной рамой. За одиннадцать лет производства мотоцикл Чезет претерпел множество модернизаций, предлагались варианты с различным электрооборудованием и отделкой. Первоначально на мотоцикле применялись фары Bosch, затем они были заменены на фары собственного производства. Мотоциклы CZ 175 выпускались только черного цвета с белыми полосами и хромированными деталями. К 1946 году производство мотоцикла было прекращено, всего было выпущено около 22 тысяч штук Технические характеристики мотоцикла CZ 175 (Standard). CZ 175 Spetial 1937 года.
Первый настоящий мотоцикл, произведенный на заводе CZ, модель 175, выпускавшаяся с 1935 года. На смену этому мотоциклу пришли различные модели с объемом 250 кубических сантиметров, потом была 500-кубовая модель, затем различные вариации 350-кубовых мотоциклов. Новые модели выходили в свет каждый год, но CZ 175 имел особую популярность. За годы производства было продано около 22 000 мотоциклов этой модели. Правда, это не помешало заводу Jawa также с успехом продавать свои мотоциклы, и в послевоенные годы, благодаря обоим компаниям, мотоциклетная промышленность Чехословакии смогла встать на ноги. В 1936 г. было освоен производство более мощных мотоциклов объемом двигателя 250 см3, а в 1938 объемом двигателя 350 см3. Технические характеристики мотоцикла CZ 250 (Tourist).
Мотоцикл CZ 125 — существует много модификаций этой модели. Работа над ним велась во время второй мировой войны. Прототип был готов уже в 1940 году, однако изготавливать мотоцикл стали только после войны в 1946 году. В 1947 был заменен более совершенной моделью мотоцикла чезет «В». Это был легкий мотоцикл, но с совершенно новым компактным двигателем, который был в одном блоке с трехступенчатой коробкой передач. Для своего времени он был, конечно передовым мотоциклом. Но в том же году его устаревшая передняя вилка была заменена на телескопическую и мотоцикл стал именоваться чезет 125В-Т. Тип мотоцикла чезет «С» появился в 1950. В отличие от предыдущих типов изменение претерпели ряд других компонентов. Передние крылья, подвеска сиденья водителя, ящик для инструмента перемещается на другую сторону, вместо него теперь ящик для аккумулятора. Колени выхлопные трубы стали более длинными, задний отражатель был включен в крыло, и т.д. В дополнение к стандартному, покрашенному в черный лак, хром и белые линии появились еще дешевле так называемые «народные» версии с минимальным числом хромированных деталей и с более роскошным дизайном, красного цвета с золотыми линиями. Технические характеристики CZ 125 C.
В 1960 г. марка CZ была восстановлена. Мировую известность мотоциклам CZ принесли успехи в спорте, в особенности в мотокроссе. В 1962 г. предприятие выпустило кроссовый мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 250 см3. На этом мотоцикле бельгийский гонщик Жоэль Робер завоевывал титулы чемпиона мира в 1964, 1968 и 1969 г. В 1964 году на нем же завоевал третье место в чемпионате мира Виктор Арбеков.
А в 1965-м он первым из советских гонщиков завоевал титул чемпиона мира по мотокроссу. В классе 500 см3 на мотоцикле CZ чемпионом мира по мотокроссу в 1967 и 1968 г. становился гонщик из ГДР Пауль Фридрихс.
С 1947 по 1982 г. команда Чехословакии на мотоциклах CZ неоднократно побеждала и в шестидневных соревнования Эндуро. Советским гонщикам хорошо знакомы Мотоциклы «Чезет-980» которые состояли на вооружении многих спортивных клубов. Производственная программа чехословацкого завода «Чезет» наряду с дорожными мотоциклами классов 125 и 175 см3 включает и спортивные, предназначенные для кроссов. Эти машины пользовались самой широкой известностью. На них выступали многие гонщики Советского Союза, ГДР, ПНР, Австрии, Бельгии, США и других стран. Чтобы удовлетворить спрос экспортного рынка, предприятию пришлось резко увеличить выпуск кроссовых машин. Если в 1970 году из ворот завода в г. Страконице их вышло 2000, то в 1971 году-уже 5000. В последствии изготавливали более 8000 кроссовых «чезетов» разных моделей в год. Предприятие выпускало машины трех международных классов: 125, 250 и 500 см3. Эти модели имели соответственно заводские индексы: «984», «980» и «981». Все они довольно сходны по конструкции, а две последних даже трудно различить на первый взгляд.
Каким-то парадоксальным было появление на орбите мотокросса 50х годов 500й серии чезы. А у нас и подавно. Выбирать было не из чего. Буквально не из чего. Кроссачи класса 500 см³ просто не выпускались при советах, и если речь шла о классе 500 – сразу ясно – чезет. Назвали модель довольно условно, так как о 500 кубах речь не идет. Гонялись на объемах 380 см³, чтобы попасть в класс. Другое дело, что приходилось их доводить(форсировать), дабы быть конкурентноспособными...
Индексов тоже была тьма – тьмущая. Завод-то военный и технику ромашкой или козликом как-то не с руки было называть, поэтому и путали непросвещенных обилием индексов. Но суть одна – CZ выпускались с мотором 125 см³ 250 см³ 380 см³, А маркировались уже в зависимости от мелких доработок и модификаций. Чтобы снять вопрос о том, какой движок у тебя на чезете, достаточно посмотреть на первые три цифры на отливе картера спереди под цилиндром. На то время CZ 500 имел потрясающие технические характеристики и идеальное сочетание вес/мощность/размер. 45 л.с. при 100 кг веса – каково? Это 70е года на дворе, когда мы слюни только пускали от Иж Планета. Высоковат мот, но ему положено по статусу – исключительно кроссач. Заводом не предусматривались даже осветительные приборы, кроме специальных моделей для ралли-рейдов, изготовленных единичными экземплярами. Даже сегодня, когда прошло столько лет и мот не выпускают, популярности он не утратил ни на каплю – надежный, тяговитый, легенький мотоцикл подкупает своей харизмой и ездовыми качествами.
В 1992 г. предприятие было преобразовано в акционерное общество. Распад СЭВ (совет экономической взаимопомощи) и Чехословакии вызвал серьезные трудности со сбытом мотоциклов CZ. В начале 90-х предприятие выкупила итальянская компания Cagiva. Она наладила на предприятии производство собственных моделей мотоциклов Roadster 125 и W8.
Однако, в 1998 г. Каджива оказалась в финансовом кризисе и была вынуждена прекратить производство мотоциклов в Чехии. На начало 2014 г. предприятие в Страконице называется ČZ a.s. и производит турбонагнетатели для автомобилей и вилочные погрузчики DESTA. В 2013 г. небольшая компания Čezeta motors s.r.o. в Праге организовала производство мотороллеров с электрическим приводом Čezeta 506, по своему дизайну напоминающих старые модели Чезеты. Закат эпохи CZ к сожалению, события девяностых, происшедшие в СССР, привели не только к распаду бывшего союзного государства, но и всего советского блока. Положение завода Ceska Zbrojovka оказалось просто катастрофическим. Проявляющий повышенный интерес к продукции чешского производителя итальянский концерн Cagiva приобрел завод CZ и наладил выпуск мотоциклов Roadster, продаваемых под торговой маркой Cagiva. Новый мотоцикл выпускался с двумя вариантами двигателя – двухтактным Cagiva (V=124 см3) и четырехтактным CZ (V=200 см3). Однако проект оказался убыточным и, в конце концов, от производства мотоциклетной техники на производственных мощностях предприятия CZ было решено отказаться. И все же, мотоцикл «Чезет» не только сыграл свою яркую роль в истории европейского и мирового мотоциклетостроения, но так же стал всемирно знаменитым брендом, своеобразной визитной карточкой чешских мастеров из города Страконице. Хотя, может быть, у него все еще только впереди?.. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Мотоциклы | Просмотров: 13610 | |
Всего комментариев: 0 | |