Главная » 2016 » Февраль » 28 » Кто прославил КТМ
20.37
Кто прославил КТМ

Сейчас, когда мотоспорт в нашей стране переживает не самые лучшие времена, нет денег на проведение соревнований, покупку конкурентоспособной мототехники и выезды на гонки в другие города, только благодаря стараниям энтузиастов и любителей мотоспорта, федерации мотоспорта Украины он еще держится "на плаву"...
При этом у нас проводятся этапы чемпионатов мира, Европы, а также чемпионат Украины по мотокроссу. За пос*ледние несколько лет в стране выросло новое поколение талантливых гонщиков, среди которых — чемпион Европы Роман Морозов, а также призеры — Александр Пащинский и Андрей Буренко. В тоже время мало кто знает, что у отечественного мотокросса есть богатая славная история и традиции, способные стать фундаментом возрождения этой дисциплины в Украине.


                                       

Владимир Кавинов - заслуженный мастер спорта.
Год рождения: 25.01.1949 г.
Достижения: обладатель 17-ти золотых, 9-ти серебряных и 3-х брон*зовых медалей чемпионатов СССР; двукратный победитель командных чемпионатов мира "Кросс Наций" и "Трофей Наций", серебряный (1977 г.) и дважды бронзовый (1976 и 1979 гг.) призер личных чемпионатов мира по мотокроссу в классе
250 см3.
В мотоспорте: с 1965 года по 1993 год.



                                     
Геннадий Моисеев - заслуженный мастер спорта.
Год рождения: 03.02.1948 г.
Достижения: обладатель 8-ми золотых медалей чемпионатов СССР; двукратный победитель командных чемпионатов мира "Кросс Наций" и "Трофей Наций", серебряный (1976 г.) призер и трехкратный чемпион мира (1974, 1977, 1978 гг.) по мотокроссу в классе 250 см3.
В мотоспорте: с 1964 года по 1990 год.



Оглядываясь назад, понимаешь, что 70-е годы были "золотыми" для на*шего мотокросса. В сборной было целое "созвездие" гонщиков экстра-класса: Арбеков, Кибирин, Рулев, Шинкаренко, Рыбальченко, Овчинников, Краснощеков, братья Худяковы, Корнеев, Бочков, но мы остано*вимся на двух самых именитых - Кавинове и Моисееве.
Их дебют на чемпионате мира почти сов*пал. Моисеев в 1967 году в Белгороде на эта*пе чемпионата мира в своей первой гонке за*нял 3-е место. Отличное начало для дебютан*та! Кавинов впервые стартовал на чемпионате мира в 1968 году, но отличился уже в следую*щем сезоне (1969). А дело было так. Перед последними тремя этапами был перерыв в месяц, и Владимир Иванович попросился в от*пуск домой, в Ковров. По возвращению тре*нер его спросил: "Тренировался?", "Нет", - отвечает. "Самогонку пил?", "Нет, попал на се*зон заготовки сена. Целый месяц сено косил". Тренер только головой покачал, ведь впереди этапы Чемпионата Мира. Но Владимир не под*качал: 7-е место в Швеции и Финляндии, а в Ленинграде выиграл два заезда у самого Робера (Жоэль Робер, Бельгия, шестикратный чемпион мира)! Тогда это была сенсация. Ес*ли провести аналогии с нашим временем, то выглядело бы примерно так: сильнейший мотокроссмен Украины Роман Морозов сходу выигрывает у самого Стефана Эвертса (деся*тикратный чемпион мира, Бельгия). Тренеры потом удивлялись: "Ты перечеркнул всю теорию подготовки гонщиков. Как можно без тренировок показывать хорошие результа*ты?!" Кавинов улыбнулся тогда про себя: "За*то руки накачал". Правда, первые две недели после таких "тренировок" при езде на мото*цикле руки пухли, и только к Ленинграду отошли.
Сам Владимир Иванович скромно отзыва*ется о своей победе, говорит, что повезло и помогло его "железное правило" обходить перед гонкой всю трассу пешком, и "пристре*ливать" свои траектории, которые не уви*дишь, "пролетая" ее на мотоцикле. О нем до сих пор среди "мотогонов" ходят байки: мол, Кавинов обходил всю трассу с лопатой и, где нужно, для себя подчищал ямки и кочки. Бай*ки байками, но его бесценный опыт необходимо перенимать, особенно молодым начинаю*щим гонщикам. Перед гонками Владимир Иванович намечал несколько запасных траек*торий, чтобы всегда был выбор при обгоне. Все зафиксирует, запомнит, проанализирует. В гонке порой шел даже на то, что в одном месте занимал заведомо невыгодное поло*жение, зато в следующем после этого месте попадал на выгодную траекторию. К сожале*нию, сейчас почти никто этим не занимается, хотя такая тактика дает огромный плюс к на*выкам вождения "в боевом режиме".
После удачных дебютов на чемпионатах мира Моисеев и Кавинов в течение следую*щих 5-ти лет заканчивали сезоны в конце пер*вой десятки. Получалось, что, в общем-то, топтались на одном месте, хотя очень стара*лись. Причина была прозаична: они выступали на мотоциклах CZ, которые к началу 70-х го*дов уже уступали по всем параметрам мото*циклам остальных участников Чемпионата. На одном из этапов в Австрии они увидели новинку того времени, "КТМ". Малоизвестный австрийский гонщик легко "снимал" на нем старты. Кавинов, еще со школы немного зная немецкий язык, спросил у него, как дела, и пошутил, мол, дай попробовать мотоцикл. И получил ответ: "Пожалуйста". Юрий Игнатье*вич Трофимец, на то время тренер сборной СССР по мотокроссу, сразу предложил срав*нить разгонную динамику CZ и КТМ. Гонщики провели серию пробных стартов, несколько раз меняясь мотоциклами. Оказалось, что на дистанции 50 метров КТМ выигрывал у 43 около 5 метров! Наши тогда подумали: "Вот бы нам такие мотоциклы". А австриец в свою очередь, по возвращению на завод КТМ, рас*сказал, что русские пробовали мотоцикл и ос*тались им довольны. На следующий этап при*ехал представитель завода, и предложил сот*рудничество, но руководство в Москве целый год тянуло резину, ведь как это так: советские гонщики и на импортных мотоциклах!
Помог вроде бы случай, но не исключено, что случайным он был только на взгляд чело*века несведущего. Перед этапом в Голландии мотоциклы нашей сборной... украли, и встал вполне закономерный вопрос, на чем высту*пать? Представители "КТМ" как будто этого и ждали: возникли пред ясны очи, и сразу предложили свои мотоциклы. Виктор Ивано*вич Соколов, руководитель делегации, риск*нул и без санкции Москвы дал разрешение, за что и погорел: высшее руководство боль*ше к сборной его не допускало. А тем време*нем, наши гонщики, пересев на новые мото*циклы, сразу начали показывать результаты, но сезон был уже упущен. Все ждали следу*ющего.
Вот как судьба играет с человеком. В конце 1972 года Кавинов, уже "фирменный" гонщик КТМ, возвращаясь с соревнований, имел при себе валюту - в переводе 150 руб*лей наличными, но справку по каким-то при*чинам не взял. На границе наших гонщиков тщательно проверяли, не возникает сомне*ний, что по чьему-то сигналу, ведь раньше они всегда проезжали так, их никгда не про*веряли. За это нарушение Кавинов получил трехлетний запрет на выезд за рубеж.
Моисеев в 1973 году занимает 5-е место, в 1974 становится чемпионом мира, а в 1975 году получает тяжелейшую травму руки.
Владимир за это время выигрывает в Со*юзе все, что только можно и, благодаря по*мощи чехов и легендарного героя войны Покрышкина, ему разрешили участвовать в Чемпионате Мира.
В 1976 году Моисеев и Кавинов занимают 2- е и 3-е места на Чемпионате Мира. Все тог*да признали, что наши ехали быстрее всех, и если бы не проблемы, не зависящие от гон*щиков, то первых два места заняли бы гонщи*ки из СССР. Невезение прямо сыпалось на го*ловы наших пилотов - проблемы с мотоцик*лами на первых двух этапах, отмена этапа во Франции, а в Голландии закончился бензин во время заезда.
В начале следующего сезона владелец фирмы КТМ, Эрих Трункенпольц, чтобы еще больше мотивировать гонщиков на победу, объявил, что победитель чемпионата мира получит автомобиль "Мерседес", а за 2-е и 3- е места - "Жигули" "03-й" модели и, соот*ветственно, "01-й" модели.
В 1977 году, после блестящей победы (Моисеев стал золотым призером чемпиона*та мира, Кавинов - серебряным), они возв*ращались с этапа на автомобиле Трункенпольца. Эрих спросил у Моисеева: "За 1-е место тебе Mercedes или BMW" Находчивый Геннадий сразу сообразил: "Хорошо бы было за 1-е - Mercedes, а за 2-е - BMW". Насту*пила пауза, после которой Трункенпольц вы*дохнул: "Gut!" Вот так и получилось, что наши ребята выбили с КТМ вместо "Жигулей" "BMW" для Кавинова.

"Подарки" от КТМ стали своеобразными камнями преткновения. Еще в 1974 году, когда Геннадий первый раз стал чемпионом мира, о марке КТМ узнал весь мир. До этого малоизвестная австрийская фирма продавала до 10 кроссовых мотоциклов в месяц, а после побед Моисеева на этапах завод перестал справляться с заказами, пришлось расширять производство, увеличивать количество работников. Благодаря успехам наших гонщиков скромная австрийская фирма вскоре превратилась в одного из известнейших европейских мотопроизводителей. Говорят, что портрет Моисеева до сих пор висит в кабинете руководства КТМ с символической надписью - "Он дал нам работу". За эти заслуги фирма решила презентовать Моисееву Mercedes, но чиновники из Москвы холодно отнеслись к этому подарку. Позднее он все же стал вторым ленинградским автолюбителем, который имел свой личный Mercedes, на первом, в то время, ездил начальник милиции г. Ленинграда. И так в 1977 году гонщиков в Австрии снова ждут автомобили за 1-е и 2-е место на чемпионате мира, а Москва стала тормозить дело - принимать подарки нельзя. И в который раз нашим ребятам помог трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Покрышкин. Он очень любил мотоспорт и, как национальный герой, был вхож в самые высокие инстанции. Но за это Геннадию пришлось подарить свои Жигули (полученные за второе место в 1976 году) Дому пионеров, с которого он начал свой путь в большой спорт.  

                  

                                    
Именно в этом, 1978 году, сборная команда СССР в составе: Моисеев Г., Кавинов В., Корнеев В., Худяков В., стала золотым призером в командном Чемпионате мира, в классе 500сс. Также в этом году в личном зачете Владимир Кавинов стал четвертым в Мировом Чемпионате !

1978 год должен был повторить 1977 год с зеркальной точностью. Вновь Моисеев уверенно идет в лидерах всего чемпионата к своей третьей победе, а Кавинов из-за проблем с техникой (лучшие двигатели делались Моисееву, а ему -те, которые не устраивали Геннадия) не мог в полную силу вести борьбу. На этапе в США, который проводился тогда впервые, они выступили плохо. Не учли акклиматизацию, выступали в самый ее пик (по словам Владимира Ивановича, такое ощущение, что год не ездил на мотоцикле, во время заезда быстро ощущалась сильная утомляемость, нехватка кислорода). Кроме акклиматизации их еще поразила доброжелательность американцев, их отношение к мотоспорту, которое уже тогда было на уровень выше, чем в Европе. Перед последним этапом в Ленинграде Кавинов столкнулся с несправедливостью со стороны механика КТМ, Штульбергера. Владимир реально претендовал на второе место в общем зачете, но, как выяснилось, его второе место было не нужно команде, необходима была только чемпионская победа Моисеева, а он получался, как бы "на подхвате". Австрийский механик не посчитал нужным произвести замену предельно изношенного двигателя на мотоцикле Кавинова, объясняя это тем, что заменить нечем, хотя резервный двигатель в запасе был. Все это стоило нервов, а тут еще и немецкий гонщик Майш грубо сбил Владимира на трассе. В итоге - только четвертое место. А Моисеева ждет очередной Мерседес, но тут уже в категорической форме ему не разрешают его получить. И Геннадий от него отказывается, заменяя на другую награду - двухосный прицеп-дачу, а Кавинов за четвертое место получает одноосный прицеп. На 1-й этап 1979 года Геннадию привезли три новых "заряженых" двигателя, а Владимиру - только один, и то восстановленный, прошлогодний. Механик Зигфрид стал оправдываться - "я не могу делать много двигателей, так как кроме вас, делаю еще и Корнееву, итальянцам, швейцарцам, а также на "многодневку". И Кавинову ничего не оставалось делать, как отказаться от его услуг, и принять решение выступать на серийном, стандартном мотоцикле КТМ. В итоге у него досрочно 3-е место, а у Моисеева на уникальном мотоцикле - только четвертое. После этого Штульбергер объявил о прекращении своей работы над двигателями, тем более, что ряд фирм уже создал мотоциклы, превосходящие КТМ по мощности, и главное, по ходовым качествам. Все это привело к разрыву с КТМ, к тому же руководство советского мотоспорта с каждым годом запрашивало у хозяина фирмы КТМ, Эриха Трункенпольца все большие суммы за их выступления.
Вот так закончился почти восьмилетний период сотрудничества с фирмой КТМ, который благодаря нашему звездному "тандему" принес самый богатый за всю историю советского мотокросса урожай медалей на мировых чемпионатах.
Наши ребята стали искать, на чем выступать. Обратились к японцам, но Yamaha уже набрала гонщиков, Suzuki промолчала, а Kawasaki устраивали успехи в классе 500 см3. Honda начала думать и вроде согласилась, дала даже бланки контрактов для заполнения, но тут вмешалась политика. Как раз в этот период Советский Союз ввел войска в Афганистан, и Страны Большой Семерки, в том числе и Япония, объявили СССР бойкот, который пришелся на московскую олимпиаду 1980 г. Коснулся он и наших гонщиков. Руководство сборной не нашло ничего лучшего, чем обратиться за помощью к чехам. И пришлось нашим ребятам делать два шага назад - садиться на совсем неконкурентоспособные мотоциклы CZ, хотя в это же время KTM прислал официальное письмо, чтобы продолжить контракт с нашими асами (предлагалось Кавинова посадить на мотоцикл класса 125 см3, а Моисеева в 500 см3).
Но ответа на это письмо даже не последовало! Видимо какой-то чиновник, далекий от спорта, посчитал, что с чехами все договорено и не будет никаких проблем. О чем говорить, если наших гонщиков даже не пустили на ежегодную церемонию награждения (до сих пор кубок Кавинова за 3-е место 1979 года находится в Австрии у механика КТМ Ханса в кабинете). На самом деле это был крах, который отбросил наших гонщиков далеко от элиты мотоспорта, плоды чего мы до сих пор пожинаем.
И как показал 1980 год, сезон был провален. С первых же этапов постоянные сходы из-за технических неполадок, отставание на круге от лидеров доходило до 8-ми секунд. Обидно было видеть таких выдающихся мастеров, как Моисеев и Кавинов, (на которых еще год назад равнялись все сильнейшие мотокроссмены мира и с обожанием смотрели болельщики) не в компании лидеров, но что поделаешь - в техническом виде спорта не все зависит только от мастерства гонщика. Хотя на этапе в Кишеневе Кавинов сотворил чудо - смог объехать чемпиона мира Жоржа Жобе (Бельгия), фирменного гонщика Suzuki, но ехал он тогда на грани возможного. К сожалению это была одна из последних громких побед сборной СССР на чемпионатах мира, но тогда казалось, что победы еще будут.
P.S. Сейчас Владимир Иванович (самый именитый и титулованный мотоспортсмен за всю историю Украины) тренирует молодых гонщиков, передавая им свой огромный опыт. Занят общественной работой - является заместителем председателя комитета мотокросса федерации мотоспорта Украины. Готовится в этом году принять участие в чемпионате мира по мотокроссу среди ветеранов.
Геннадий Анатольевич Моисеев в последние время возглавлял мотоциклетную федерацию России. В данный момент уехал из Москвы в Тюмень тренировать мотокроссменов.



По материалам журнала "Мотодрайв" №3/2007г.

Тема для обсуждения: 

Категория: Зал славы | Просмотров: 2940 | Добавил: mrcezetin | Теги: Звездный тандем KTM, Кто прославил КТМ, Геннадий Моисеев, Мотокросс, Владимир Кавинов
Всего комментариев: 0
avatar
Адрес Мотоклуба Viking-MX
г. Великий Новгород
ул. Хутынская 10а
на территории бокс №...



+ -- mr.cezetin@mail.ru
ДОСААФ
sample map