04.18 AJS |
Отец основателя компании AJS Джозеф Стивенс-старший был кузнецом, и в 1884 году в Вулверхэмптоне основал кузнечное производство. Гарри Стивенс поддержал отца и начал учиться у него. Начало мотоциклетной истории компании положило приобретение Джозефом четырёхцилиндрового двигателя Митчела. Гарри понял, что это его призвание и с этого началась история марки AJS. Следующая модель, получившая название Motett, имела сходство, скорее, с мотоциклом, который, правда, ездил на трёх колёсах. Была назначена не самая высокая цена, но покупатели всё равно шли не охотно. И Стивенс вернулся к тому, что принесло ему успех — к производству двигателей. Популярность их была настолько велика, что вскоре на старой фабрике стало не хватать места и пришлось искать более просторные заводские комплексы. Под этой маркой вскоре стали выпускаться ещё и карбюраторы, а также коробки передач, но в 1907 году объёмы продаж стали падать. Компания начала борьбу за выживание. Успех принёс поиск новых районов сбыта продукции. В частности, для Vearswell Company Clino стали поставляться двигатели и рамы. В 1909 году предприятие снова переехало и было переименовано в AJ Stevens Company. И именно тогда началось масштабное производство мотоциклов. Первыми моделями реорганизованной компании стали мотоциклы A и B. Оба обладали мощностью в 2,5 лошадиных силы, но Model-B оказалась более функциональной и стоила дороже. Первой мотоциклетной выставкой для AJS стал показ в Олимпии. Был представлен новый мотоцикл с цепным приводом и V-образным двигателем мощностью в 3.5 лошадиные силы. Чуть позже началось производство новой модели D. Она была мощнее предшественниц – имела тот же V-образный двигатель с двумя цилиндрами и двухступенчатую коробку передач, правда агрегат обладал мощностью в 5 лошадиных сил. Кроме того, впервые на модели AJS был установлен кик-стартер.
В 1914 году началась и спортивная история компании. В «малых ТТ острова Мэн» приняли участие сразу пять новых спортивных 2,75-сильных мотоциклов марки AJS. Это был настоящий успех. Были заняты первые два места, 4, 6, а также более скромное 29. Сразу же выросло почти вдвое количество покупателей. Это обозначало только начало всплеска производства и прибылей, а также возникновение новых проблем: места вновь не хватало, в связи с чем пришлось в срочном порядке приниматься за строительство новых производственных комплексов, которое было прервано Первой Мировой войной. В 1918 году это самое строительство возобновилось, и в результате на новое место переехали не только конвейеры, но и руководство компании. Отдельное здание было выделено даже под производство колясок, спрос на которые также неуклонно рос. Новая модель гоночных мотоциклов была произведена в 1920 году, и вновь байк AJS занял первое место в первых же соревнованиях. От покупателей не было отбоя. Компания переживала свои золотые годы. Практически сразу же пришли и новые победы. Так гонщик Говард Дэйвис занял первое место в «главных ТТ», а в классе Juniors все 6 мотоциклов, представлявших предприятие, вошли в ведущую десятку, причём первые 4 места остались именно за AJS.
В производстве к тому времени было задействовано уже 600 человек, и эта цифра неуклонно росла. Вскоре было принято решение переименовать все мотоциклы модели «В». Им был присвоен индекс «Е», ещё позже – «G», а потом и «К». Появилось и пополнение в классе гоночных мотоциклов – были представлены мотоциклы GR7 и GR10. Их оснастили двигателями объёмом в 498 кубических сантиметров. Спустя пару лет вместе с этими байками в соревнованиях стали принимать участие ещё две модели – К7 и К10, оборудованные уже другими двигателями объёмом в 349 кубических сантиметров. Вскоре начался выпуск новой серии Model-M, включающей несколько удачных моделей. Их интересной особенностью являлся бензобак новой формы, в который встраивался и спидометр. Из-за этого пришлось делать и новые рамы. Они принесли второе место на последующих ТТ Juniors. Удивительно, но до тех пор всё ещё поддерживались отношения с компанией Clino, которая постепенно терпела убытки под влиянием экономического кризиса. Поставлять для этой фирмы кузовные рамы становилось нерентабельно, и в AJS было принято решение выпускать наряду с мотоциклами ещё и автомобили. Модельный же ряд мотоциклов пополнился новой серией R, на машины которой ставили лучшие двигатели компании – OHV. Следующей попыткой спастись стал выпуск совершенно новых моделей, действительно качественных и при этом совсем не дорогих. Результат превзошел все ожидания, но со знаком минус. Компания не только не выправила своё положение, но и залезла в огромные долги. Цена акций неуклонно падала, а терпеть с возвратом ссуд банки не хотели. И уже в начале 30-х годов ХХ столетия компанию пришлось ликвидировать. Такова история очередной жертвы Великой депрессии 1930-1934 годов. |
Категория: Мотоциклы | Просмотров: 840 | | |
Всего комментариев: 0 | |