Главная » 2016 » Февраль » 27 » Зал славы: Моисеев Геннадий Анатольевич
19.46
Зал славы: Моисеев Геннадий Анатольевич

Сорок лет назад болельщики мотоспорта в СССР ликовали: чемпионом мира в классе 250 см3 стал 26-летний парень из Ленинграда Геннадий Моисеев. Потом он еще не раз поднимался на высшую ступень мирового первенства: в 1977 и 1978 годах в личном зачете и в 1978 и 1979 – вместе с нашей сборной. О том времени и секретах успеха советского спорта пятикратный чемпион рассказал нашему корреспонденту.

                                                             

В начале семидесятых годов в мотокроссе стали доминировать японские мотоциклы. До 1974 года четыре сезона подряд побеждали гонщики на Suzuki и Yamaha. А чемпионат 1974 года стал интригой для всего мотоциклетного мира. Противостояние представителей социалистических стран Геннадия Моисеева из СССР и Ярослава Фалты из Чехословакии оставило в тени даже титулованных звезд мотокросса – чемпиона мира шведа Хакана Андерссона, шестикратного чемпиона мира Жоэля Робера и четырехкратного чемпиона мира Гарри Эвертса из Бельгии. Весь сезон имена Моисеева и Фалты не сходили со страниц спортивных и мотоциклетных изданий всего мира. «Моисеев или Фалта?» – под такими заголовками журналисты начинали свои статьи об обзорах чемпионата мира. А для японских мотоциклетных фирм в 1974 году грозными конкурентами стали австрийский КТМ и чехословацкий CZ. И тогда впервые за последние 5 лет японские производители мотоциклов не попали в призеры чемпионата мира!

19 июля 1964 года в районе поселка Порошкино под Ленинградом проходил 11-й этап чемпионата мира по мотокроссу в классе 250 см3. Все внимание 150 тысяч зрителей, собравшихся в тот день на трассе «Юкки», было обращено на борьбу бельгийца Жоэля Робера с нашими гонщиками Виктором Арбековым и Игорем Григорьевым. И никто не обращал внимания на 16-летнего деревенского паренька из Вырицы, который впервые в своей жизни попал на мотокросс. А он с жадными глазами смотрел на все происходящее, даже не подозревая, что ровно через 10 лет у него будут брать автографы болельщики мотоспорта всего мира. И что на эту же трассу зрители будут приходить, чтобы поболеть за «своего» ленинградца, ставшего чемпионом мира! 

                                                                                           Начало

На той гонке, видя, как мотогонщикам вручают награды, цветы, как их фотографируют корреспонденты, я решил: обязательно стану мотокроссменом. Уже на следующий день пришел в ленинградский Дворец пионеров и школьников им. Жданова. Набор уже закончился, но мне удалось уговорить тренера Демянского взять меня в группу. И хотя я неплохо рассекал по улицам своей деревни на «Ковровце», я понимал, что очень много надо сделать для того, чтобы ездить на уровне чемпионата мира. Занятия у Демянского требовали настойчивости, преданности мотоспорту, целеустремленности и трудолюбия. Совмещая учебу в школе и тренировки, я тратил на дорогу по два с половиной часа каждый день. И эти первые испытания я выдержал. 

                                                                                                                                                                      

Результаты не заставили себя ждать: в 18 лет, через два года занятий мотокроссом, я стал призером страны среди юношей в классе 175 см3 и был включен в состав сборной СССР. Но еще долго я никак не мог показать более высокий результат. Правда, случались просветы: в Белгороде на этапе чемпионата мира в 1967 году я занял 3-е место, а в 1968 году был в составе команды СССР, которой удалось выиграть «Кросс наций» в Кишиневе, но мои результаты не вошли в зачет. А на чемпионатах страны и мира мне не везло. Но я сохранял веру в свои силы и упорно шел к намеченной цели. И в 1970 году завоевал первое золото на чемпионате СССР в классе 250 см3. 

                                                                                                            

                                                                    Стать чемпионом мира!

После Белгорода мне казалось, что путь к чемпионству близок. Но потребовалось еще долгих 6 сезонов (в которых, пожалуй, было больше горечи и неудач), чтобы прийти к тому, ради чего затрачено столько сил и пролито пота – стать чемпионом мира. А в 1972 году меня даже собирались убрать из сборной: в 8 из 12 этапов я сошел. Тогда я попросту перерос мотоцикл CZ: не выдерживали обода, ломались подвески. Обо мне говорили: дайте ему бульдозер – он и его сломает. 

                                                                                                    КТМ

Когда на высшем уровне решался вопрос о разрешении выступления нашей сборной на КТМ, идеологи компартии были против. Еще бы, эти мотоциклы выпускаются на родине Гитлера! Но помог нашим гонщикам трижды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Покрышкин, который привел пример из своего героического прошлого. Во время войны в одном из боевых вылетов он был сбит над фашистским аэродромом. Приземлившись на парашюте в лесу, он дождался ночи и, пробравшись на вражеский аэродром, угнал немецкий «Мессершмитт», после чего, рискуя быть опять сбитым, пересек линию фронта и приземлился на своем аэродроме. Потом на этом самолете закрасили немецкие кресты, нарисовали красные звезды, и на нем Покрышкин совершил немало успешных боевых вылетов. Эта история и помогла подписать контракт с КТМ. 

                                                                                             

Геннадий Моисеев с кубком, врученным ему фирмой KTM за победу в чемпионате мира по мотокроссу в 1974 году.

                                                      Триумф 1974 года и провал 1975 года

Зимой 1975-го в Коврове меня прямо с трассы доставили в больницу. Диагноз: многократный перелом руки. Об участии в чемпионате мира 1975 года не могло быть и речи, предстояло несколько сложных операций. А я очень хотел выступить на этом чемпионате, чтобы доказать (в первую очередь себе), что моя победа не случайна. 

Ведь перед этим, в 1974 году в борьбе за чемпионское звание мы с чехом Ярославом Фалтой все одиннадцать этапов шли почти вровень. И если бы не мои досадные сходы из-за поломки мотоцикла на последнем этапе, я стал бы чемпионом мира досрочно. А Фалта без меня, своего главного конкурента,сумел выиграть заезды, но совершил фальстарты, которые были подтверждены фотографиями. Судьи оштрафовали его на 1 минуту и аннулировали его первое место. Так я стал чемпионом мира. Но нашлись злые языки, которые говорили, что чемпионом меня сделали судьи. (Кстати, чехи до сих пор не успокоились, на некоторых их сайтах висят данные, что чемпионом должен быть Фалта, и даже выпустили об этом книгу «Украденный титул», – прим. автора.) 

Понимая, что время уходит, через 5 месяцев после травмы я уже стартовал в финале спартакиады народов СССР и этапах чемпионата мира. В каждом заезде я упорно боролся за победу, а в перерывах много тренировался. И сумел стать вторым в 1976 году и еще дважды чемпионом мира в 1977 и 1978 годах. 

                                                                       

                                                                                       Тренировки

Под Ленинградом много песка, я, можно сказать, на нем вырос. Этот опыт пригодился на этапах в Англии, Финляндии, Швеции, Голландии. Также развивал выносливость: два раза в неделю ходил в спортзал. Клал на плечи 40-килограммовую штангу и делал низкие приседания: начинал с шестидесяти и дошел до пятисот. Стал бегать: с двух километров дошел до двадцати. И четыре раза в неделю занимался на трассе. И это не предел. Однажды на этапе в Германии я приехал вторым вслед за новичком чемпионата мира американцем Джимом Помероем. «Сенсация!» – трубят журналисты. Следующий этап через три недели. Я, понимая, что еще как следует не готов, увеличиваю тренировочные нагрузки в два раза. Организм сопротивляется, накапливается усталость, скорость на тренировках падает. Но проходит время, организм адаптируется, все приходит в норму – и уже на следующем этапе «сенсация» первого этапа Померой оказывается позади. 

После удачных выступлений на КТМ, чиновники "помогли" сборной СССР снова пересесть на чехословатские Cezet...

Теперь уже понятно, что сотрудничество с КТМ стало золотым веком советского мотокросса. К сожалению, в 80-х годах все это было утрачено. Наши гонщики тренировались и выступали в чемпионатах СССР на CZ. Потом, выезжая на чемпионаты мира, даже на современных КТМ не могли сразу показать высокие результаты. Ведь каждый год техника совершенствуется и, чтобы освоить, нужно на ней постоянно тренироваться. В 90-х такая возможность появилась, но отсутствие финансирования отбросило наших гонщиков еще дальше. 

                                                                                

Более выносливого мотокроссмена в то время не было. Даже Владимир Кавинов, который тоже немало тренировался, признается, что после мирового этапа два дня приходил в норму. А Геннадий Моисеев уже на следующий день мог выезжать на тренировку. С него брали пример зарубежные спортсмены. Легендарный бельгиец Гарри Эвертс, четырехкратный чемпион мира и отец десятикратного чемпиона мира Стефана Эвертса, старался потренироваться вместе с Геннадием и многому научился у советского спортсмена. Часто бывало, что «скоростные» гонщики уезжали со старта далеко вперед, и казалось, Моисееву их не догнать. Но в конце заезда, когда кроссмены уставали, все становилось на свои места: «спринтеры» не могли поддерживать взятый темп, многие «висли на руле», а Геннадий спокойно их догонял, обгонял и к финишу приходил первым. Еще один парадокс: в чемпионате СССР Моисеев не всегда был первым. Но на чемпионате мира все менялось: некоторые его товарищи по сборной, уверенно выступавшие «на союзе», тут не всегда попадали даже в десятку. Видимо, дело было и в мотоцикле: Моисеев не мог ехать в полную силу на обязательном в чемпионате СССР чехословацком CZ. А за все «звездное» время выступлений на КТМ в 1972–1979 годы на этапах чемпионата мира Геннадий 37 заездов выиграл, в 19 был вторым и в 15 заездах третьим. В 1977 году они с Кавиновым были на голову сильнее всех. 30 апреля 1977 года в Чехословакии перед четвертым этапом журналисты устроили большую пресс-конференцию с гонщиками и представителями команд. Менеджер испанской фирмы Bultaco открыто сказал: «Я много дал бы за то, чтобы эти двое (Моисеев и Кавинов) ездили на наших машинах. Тогда мы были бы как никогда уверены в этом сезоне». Даже немецкий гонщик Ганс Майш, славившийся своим агрессивным отношением к коллегам, на вопрос, кого он считает кандидатом на титул чемпиона мира, ответил: «В этом году чемпионом однозначно станет Моисеев. Остальные вряд ли смогут приблизиться».

                                                                     Хронология сезона 1974 года

Первый Этап - Испания:  В первом заезде Моисеев уехал со старта лишь девятнадцатым и потом долго подбирался к лидерам, но так и не догнал троих – Бовена, Рулева и Андерссона. Во втором заезде Геннадий сразу же захватил лидерство. За ним увязался Эвертс, но вскоре отстал. Около пяти кругов Геннадий шел впереди всех. И вдруг заметил что-то неладное с коробкой: включалась только вторая передача. Постепенно приноровился, но такая езда была на грани падения. Время от времени оглядывался: за спиной «висели» Эвертс и Фалта. Так он и дотащил их «на заднем колесе» до самого финиша, ничем не выдав своих проблем. После испанского этапа Моисеев записал в свой актив 23 очка и получил «Большой приз». Тогда была примета: кто побеждает на первом этапе, не становится чемпионом мира. Моисееву предстояло ее изменить.

Второй Этап - Италия:  У Фалты две победы. Он лидер с 40 очками против 35 у Моисеева.

Третий Этап - Чехословакия:  Фалта увеличивает разрыв. Завод CZ предоставил ему мотоцикл с новыми задними гидро-пневматическими амортизаторами. Хотя он и сошел в первом заезде из-за неполадок в системе зажигания, но во втором одержал победу. Лучшее место Моисеева – шестое. Счет по очкам 55:40 в пользу чехословацкого гонщика. Журнал «Чехословацкое мотор-ревю» написал: «Моисеев делал все возможное, чтобы выжать из своего мотоцикла КТМ последнюю каплю мощности, но он все-таки ехал, а Фалта на CZ – летел». 

Четвёртый Этап - Польша:  Победа Геннадия в обоих заездах при двух сходах Фалты. И уже Геннадий Моисеев ведет 70:55. 

Шестой Этап - Великобритания:  Геннадий Моисеев выступает на экспериментальном мотоцикле КТМ с новой системой амортизации заднего колеса и занимает два третьих места, давшие ему 20 очков. Фалта четвертый и седьмой. Счет становит ся 102:82.

Девятый Этап - Финляндия:   Перед последними тремя этапами был перерыв в 45 дней. Моисеев принял участие во всех первенствах и других соревнованиях, проводимых в то время в СССР. А Фалта вылетел в США и Канаду на серию престижных кроссовых соревнований. 

В первой гонке на Олимпийском стадионе в Лос-Анджелесе Ярослав выиграл два заезда в присутствии 60 000 зрителей. Победа представителя «европейской коммунистической страны» над многократным чемпионом мира бельгийцем Роджером де Костером вызвала взрыв восхищения среди американских болельщиков. Мотоциклетные издания большими буквами и на первых страницах печатали: «Фалта: следующий чемпион мира?» По возвращении домой Фалте было обещано: победишь в чемпионате мира – получишь в подарок автомобиль, польский FIAT-125. 

В первом заезде Моисееву не повезло. На повороте он упал, а когда поднялся, увидел, что уже все проехали мимо него. Решил продолжить гонку, лишний раз посмотреть трассу. И приехал десятым. Фалта занял второе место. 

                                                                                         

                                     Моисеев сразу после финиша, рядом с ним механик фирмы КТМ.

Во втором заезде Моисеев столкнулся с чехословацким гонщиком Халмом, и 14 соперников оказались впереди. Геннадий обогнал всех. Но за два круга до финиша при приземлении после длинного прыжка сорвалась цепь мотоцикла. Как только он надел цепь, с ним поравнялся лидер. Вихрем сорвался Моисеев с несчастливого места. И на фи нише был первым! 
Фалта не закончил гонку. 135:121 – ведет Моисеев. 


Десятый Этап - Швеция:   Борьба между Моисеевым и Фалтой накалилась. Силы и нервы на пределе. Первый заезд закончился победой Ханссена. Моисеев, «подзажатый» соперниками на старте (Велки и Гебойерс подставили «на перехлест» свои мотоциклы и пытались сбить его прямо на входе в стартовый поворот), стал пятым. Во втором заезде Геннадий лидировал от старта до самого финиша. Фалта – четвертый. Счет перед последним этапом – 145:129. 

Одиннадцатый и последний Этап - Швейцария:  У Моисеева все шансы на победу – впервые за семь лет участия в чемпионатах мира. У Фалта за плечами четыре года, и он тоже еще ни разу не побеждал. Эту победу в СССР ждали 9 лет: последний раз чемпионом мира от нашей страны становился Виктор Арбеков в 1965 году. А для Чехословакии это была бы первая победа за все время участия в чемпионатах мира по мотокроссу. Для малоизвестной на то время КТМ это означало мировое признание и возможность развивать экспорт мотоциклов во все страны мира. Для CZ – восстановление былых лидирующих позиций на международной арене (последний раз чемпионом мира на мотоцикле CZ становился Робер в 1969 году). 

Фалта не сдается. Верит в счастливый случай. И он представился чехословацкому гонщику! Рев мотоциклов взорвал воздух. Когда пыль и дым рассеялись, все увидели, что Моисеев выехал на трассу одним из последних. На старте он столкнулся с чехословацким гонщиком Велки. Выскочил трос газа, и Геннадию пришлось задержаться, чтобы поправить его. Затем он бросился догонять Фалту. Разрыв между ними быстро сокращался, но когда Моисеев был уже восьмым, а Ярослав четвертым, после одного из прыжков у мотоцикла Геннадия заклинили экспериментальные амортизаторы. Ехать стало невозможно, и он сошел с трассы. Фалта же финишировал третьим после Эвертса и Андерссона. Но главный соперник Моисеева допустил фальстарт! Тогда стартовая машинка была невысокой, ее легко было переехать. Теперь все должен был решить последний заезд последнего этапа. 

И снова Фалта допускает фальстарт, благодаря чему оказывается на корпус впереди. Моисеев устремляется в погоню. Судьба золотой медали решалась именно на этом этапе. Моисеев стал догонять Фалту. И снова на его КТМ заклинили амортизаторы! Это взорвало трибуны: главный претендент на звание чемпиона мира сошел и во втором заезде! Фалта же при обгоне столкнулся с Виктором Попенко и упал, но быстро поднялся и бросился вперед. Чехословацкая делегация объявила, что Попенко специально сбивал Фалту. В конце заезда перед Фалтой впереди был только Гарри Эвертс. Гарри завоевал третье место в чемпионате мира 1974 года и по количеству набранных очков уже не мог достать Фалту и Моисеева. Перед финишем Эвертс посмотрел назад, увидел Фалту, замедлился и «по-джентльменски» пропустил его вперед, подарив Фалте возможность выиграть титул. 

Ярослав финишировал первым и, полагая, что стал чемпионом мира, радостно обливал брызгами шампанского своего тренера, механиков и чехословацких гонщиков. Поздравить его пришли Жоэль Робер, Гастон Райе и Гарри Эвертс. Но Фалта побыл чемпионом мира всего полчаса. Его фальстарты зафиксировали фотографы и швейцарское телевидение, которое снимало момент старта с разных точек, даже с вертолета. 

Обычно заседание жюри длится 30 минут, но в тот раз оно затянулось на полтора часа. Все с нетерпением ждали решения, особенно волновались журналисты, которым нужно было срочно давать материалы в свои издания. За нарушение судьи добавили Фалте 60 секунд штрафа, что отбросило его на восьмое место в заезде и на второе в общем зачете. Однако в тот день результаты этапа и итоги чемпионата хоть и объявили, но окончательно не утвердили. Почти два месяца сохранялась интрига: кто же официальный чемпион? После 25 августа 1974 года пресса запестрела сенсационными заголовками: «Драма в Швейцарии», «Противостояние СССР и Чехословакии», «Самый скандальный этап за всю историю чемпионатов мира», «Русские против чехов», «Чемпиона мира укажет Сан-Марино». И только 19 октября 1974 года на конгрессе FIM в Сан-Марино были внимательно рассмотрены все документы и принято решение: чемпион мира 1974 года по мотокроссу в классе 250 см3 – Геннадий Моисеев. 

Владелец фирмы КТМ Эрик Трункенпольц поздравил победителя словами: «Геннадий, тебя ждет подарок – автомобиль Mercedes». С успехов Моисеева началась широкая рекламная кампания КТМ. Небольшой завод вскоре превратится в известнейшую мировую мотоциклетную фирму.

                                                                                         

В честь чемпионства Моисеева КТМ изготовил специальную эмблему, которая стала визитной карточкой австрийского бренда...

                                                                                       

Геннадий возле автомобиля Mercedes, подаренного ему заводом КТМ за чемпионский титул 1974 года. Моисеев стал одним из немногих в СССР, кто ездил на иномарке. В 1974 году он стал вторым ленинградским автолюбителем, который имел личный Mercedes. Первый принадлежал начальнику управления Леноблгорисполкома.

                                                                                      


   

                                                                   Спортивные достижения:


Трижды чемпион мира по мотокроссу в классе мотоциклов 250 см (1974, 1977, 1978)
Серебряный призёр чемпионата мира по мотокроссу в классе мотоциклов 250 см (1976)
Чемпион мира в командном мотокроссе «Кросс наций» в классе мотоциклов 500 см (1978)
Чемпион мира в командном мотокроссе «Трофей наций» в классе мотоциклов 250 см (1979)
Шестикратный чемпион СССР по мотокроссу (1970, 1972, 1973, 1977, 1981, 1982)
Бронзовый призёр чемпионата СССР по мотокроссу (1977, 1979)

После завершения спортивной карьеры Г. А. Моисеев перешёл на тренерскую работу. В декабре 2000 года избирался президентом Мотоциклетной федерации России. Выйдя на пенсию, продолжает помогать тренировать подростков в Санкт-Петербургском городском дворце творчества юных. Автор книги «Длинна дорога на Олимп» (1980). Проживает в Петербурге.


                                                                                           Эпилог:

Вот и получается друзья, что когда-то совсем не известная, маленькая заводская команда "КТМ" - стала огромным мировым производителем, путь которой открыли наши, советские гонщики.
Вот только это были последние годы олимпа наших гонщиков. С тех пор (1965,74,77,78) больше никому из советских и российский гонщиков не удавалось подняться на высшую ступень пьедестала. Годом позже, Владимир Кавинов стал бронзовым призёром ЧМ в классе 250к3 и на этом всё. А в классе 500к3(ныне класс gp) нас вообще в то время не было.
Приятно осознавать, что по прошествии времени что-то меняется к лучшему. Вот сейчас эту брешь в королевском классе(gp), заделал Евгений Бобрышев,  который уверенно занял 3 место в турнирной таблице ЧМ. Так же хочется отметить, класс 250 тоже не пуст. Два россиянина Александр Тонков и Всеволод Брыляков...



Тема для обсуждения: 

Категория: Зал славы | Просмотров: 651 | Добавил: mrcezetin
Всего комментариев: 0
avatar
Адрес Мотоклуба Viking-MX
г. Великий Новгород
ул. Хутынская 10а
на территории бокс №...



+ -- mr.cezetin@mail.ru
ДОСААФ
sample map
Стрелка вверх и низ =========================================================================================